Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву») (от греч. symbolon — условный знак и drama — действие; ката (греч.) – сообразно, соответственно, тимос (греч.) – душа, эмоции; имаго (лат.) — образ) — это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов.
Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919–1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Символдрама эффективна при лечении невротических расстройств и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.
Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в 1948–1954 гг. В последующие годы важный вклад в развитие символдрамы и разработку отдельной специализации для работы с тяжелыми соматическими заболеваниями – Имагинативной психотерапии тела (ImKP) внес немецкий психотерапевт, доктор медицинских наук Вольфганг Лёш (1944–2018).
Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию. (мотив) — активное воображение, по Юнгу. Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.
Большое влияние на появление и развитие символдрамы оказала аналитическая психология К.Г. Юнга (1875–1961) и разрабатываемый им начиная с 1914 г. им метод активного воображения, а также работы французского психотерапевта Робера Дезуаля (1890–1966) по направленному фантазированию. В последующем символдрама стала опираться прежде всего на классический психоанализ Зигмунда Фрейда (1856–1939) и его современное развитие.
Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу (см. Таблицу I). В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения. C феноменологической точки зрения, можно проследить параллели с детской игровой психотерапией и гештальт-терапией. В техническом плане, символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе. Тем не менее, символдрама – это не комбинация из смежных методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, Эриксоновского гипноза и аутотренинга.
Можно выделить четыре основных критерия, по которым символдрама отличается от других психотерапевтических методов, использующих представление образов в психотерапевтическом процессе:
1) использование представления образов по четко разработанной схеме – главный и основной инструмент психотерапевтического воздействия метода символдрамы, в то время как в других имагинативных техниках обращение к работе с образами (что делает в своей практике, наверное, каждый психотерапевт) часто бывает случайным, фрагментарным и непоследовательным;
2) метод символдрамы системно структурирован, описаны все последовательные шаги его использования в зависимости от конкретных показаний; четко определено, что и как нужно делать на каждом этапе работы (это особенно важно для начинающего психотерапевта);
3) в основе метода лежит глубокая теоретическая база; это, прежде всего, общепризнанные концепции классического и современного психоанализа (психоаналитические теории развития личности, теория объектных отношений, теория сновидений, общая теория неврозов и психоаналитическое учение о болезни, психосоматических заболеваниях, нарушениях развития «Я», пограничных состояниях Borderline); во многом символдрама опирается также на аналитическую психологию К.Г. Юнга (теория архетипов и коллективного бессознательного, принципы интеграции, метод активного воображения);
4) до минимума сведены суггестивные факторы, все используемые техники направлены на наиболее полное и свободное раскрытие личности пациента (например, каждый вопрос психотерапевта должен задаваться в свободной, открытой форме); из всех известных нам методов психотерапии символдрама это самый гуманный, мягкий и в то же время высокоэффективный метод.
Таблица I:
Направления и методы психотерапии, использующие имагинацию (составлено Х. Лёйнером,
7–ой международный конгресс по Кататимно-имагинативной психотерапии, Вюрцбург, Германия, 20 – 21 мая 1995 г.)
Автор | год | Концепция, спектр применения | ||||||
и название метода | создан. | Психо-динамич.
терапия |
Поведен- ческая терапия | гипн. Состояние | наличие концепции | регуляр. Примен. | фрагм. попутн. примен. | |
1. | Й. Брейер и З. Фрейд Катартический метод | 1894 | Х | Х | ||||
2. | К.Г. Юнг
Активное воображение A.N. Ammann |
1916
1979 |
х
х |
х
х |
||||
3. | Й.Х. Шульц
Высшая ступень аутогенного тренинга (АТ) |
1932 | х | х | ||||
3а. | Роза
Высшая ступень АТ |
1975 | Х | Х | ||||
4. | Р. Дезуаль
Le reve éveillé dirigé L. Rigo |
1945
1977 |
?
? |
х
х |
х
х |
|||
5. | Х. Лёйнер
Кататимное переживание образов Техника сновидений наяву |
1948
1953 |
Х |
х |
Х |
|||
6. | Я.Л. Морено
Психодрама Г.А. Лёйц |
1959
1974 |
х |
|||||
7. | J.E. Shorr
Психоимагинативная терапия |
1972 | Х | |||||
8. | A. Lazarus
Мультимодальная поведенческая терапия |
1973 | Х | х | ? | Х | ||
9. | М.Г. Эриксон
Эриксоновский гипноз Kossack Классический гипноз, гл. 16 |
1952
1976 1989 |
х | х | ||||
10. | Ф. Перлс
Гештальт-терапия |
х | х | |||||
11. | Matthews-Simonton
Creighton Leife–saving Self Awarness—Technique |
1976
1980 |
Х | Х | ||||
12. | J. Wolpe
Систематическая десенсибилизация |
1985 | Х | Х | ||||
13. | Fabre, Maurey | 1985 | Х | Х | ||||
14. | Р. Ассаджоли
Психосинтез |
х |
Психотерапия по методу символдрамы проводится в трех основных формах:
1) в форме индивидуальной психотерапии;
2) в форме групповой психотерапии, когда образы одновременно представляет группа от 4 до 12 человек, сидящих по кругу в удобных креслах или лежащих на полу в форме «звезды» или «ромашки»;
3) в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.
Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная сессия психоаналитически ориентированной психотерапии. Также возможно проведение полуторной сессии продолжительностью 1 час 15 минут и двойной сессии продолжительностью 1 час 40 минут, что оплачивается соответственно в 1,5 и 2 раза дороже.
Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 – 25 сеансов при частоте от 1 до 3 раз в неделю на ранних этапах психотерапии и обычно 1 раз в неделю на последующих этапах психотерапии. Чаще, чем 3 раза в неделю, проводить сеансы психотерапии по методу символдрамы не рекомендуется, так как между сеансами должно пройти некоторое время, которое Х. Лёйнер называл «инкубационным периодом», в ходе которого пережитый материал внутренне перерабатывается на бессознательном, а иногда и на сознательном уровне. На завершающих этапах психотерапии встречи могут происходить 1 раз в две недели или даже реже: раз в месяц, раз в полгода. В этих случаях рекомендуется проводить полуторные или двойные сессии. Обычно, улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда, даже, один единственный сеанс может значительно помочь пациенту избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.
Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части:
1) предварительная беседа, которая проводится по стандартной схеме, длительностью от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут);
2) упражнение на релаксацию длительностью от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут), пациент сидит при этом в удобном кресле, взрослые пациенты могут также лежать при расслаблении на кушетке;
3) собственно представление образов, длительность которого зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя от 5 до 40 минут (в среднем около 20 минут);
4) последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут.
Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. Иногда, даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить пациента лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения состояния расслабления ему предлагается представить образы – стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.
Классическим, является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии – так называемого мотива представления образа. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, в ходе долгой и кропотливой экспериментальной работы были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, лучше всего отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наибольшим психотерапевтическим эффектом (см. Таблицу II).
Таблица II:
Соответствие стандартных мотивов символдрамы определенной проблематике и стадиям детского развития (H. Leuner, 1994)
Проблематика | Соответствующие мотивы |
Актуально-насущные конфликты, актуальное настроение | Мотив луга, ландшафтные мотивы, “фигуры” в облаках |
Оральная тематика | Мотив луга, ручья, коровы, кухни в доме |
Агрессивно-экспансивная тематика:
а) анально-агрессивная б) орально-агрессивная в) экспансивное раскрытие и развитие |
Мотив окна (отверстия) на болоте, вулкана Мотив льва Мотив следования вдоль ручья, путешествие на поезде, корабле, верхом на лошади, полета на ковре–самолете, в самолете или в образе птицы |
Эдипальная тематика: | Мотив горы |
Тематика достижения и конкуренции (идентификация со стремящимся к достижению интроектом): | Мотив подъема в гору и открывающейся с ее вершины панорамы |
Оценка собственной личности:
а) в плане готовности к общению и социальным контактам, общего фона настроения, раскрытия генетического материала б) в плане вытесненных инстинктивных и поведенческих тенденций, в том числе на интроектном уровне |
Мотив дома, в который нужно зайти и тщательно обследовать
Мотив символического существа, выходящего из темноты леса, из пещеры, из отверстия на болоте или моря. |
в) оценка способности целиком чему-то отдаться | Мотив ручья или реки, когда предлагается отправиться вниз по течению на лодке без весел, мотив купания и плавания в воде вообще |
Проблема идентичности и идеала “Я”: | Мотив выбора какого-нибудь имени того же пола и представление этого человека |
Отношение с человеком, имеющим особо важное эмоциональное значение из прошлого (интроект) или настоящего: |
а) в символическом облачении во всех ландшафтных мотивах (гора, деревья и группы деревьев, растения); животные (или семья животных) и символические существа, возникающие на лугу, выходящие из темноты леса или из упомянутых отверстий в земле (из пещеры, окна/отверстия на болоте, из глубин моря)
б) как реальные люди (родители, братья и сестры, бабушка, дедушка, дети, учитель, начальник, конкурент и т. п.); представление регрессивных драматических сцен из детства (например, сцена за обеденным столом в кругу семьи) |
Сексуальная и эдипальная тематика: | Мотив спальни в доме, окна (отверстия) на болоте, плодового дерева, плод которого съедается, куста розы, когда нужно сорвать один цветок (для мужчин), поездки на попутной машине, телеге или коляске (для женщин), дискотеки, похода на пляж или в баню |
Представление либидонозного заполнения органов тела при психогенных и психосоматических заболеваниях: | Интроспекция внутренностей тела, рассматривая их через прозрачную оболочку тела, выполненную как бы из стекла, или уменьшившись до размеров маленького человечка и, проникнув сквозь отверстия в теле, отправляясь на их обследование |
В качестве основных мотивов символдрамы Х. Лёйнер предлагает следующие:
1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
2) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;
3) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
4) обследование дома;
5) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.
Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить, так же, об отнесенности конкретных мотивов к стадиям детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов (см. Таблицу II).
Важная роль в психотерапии по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который пациенту предлагается нарисовать недоминантной рукой.
Организации
- Ассоциация организаций развития символдрамы-Кататимно-имагинативной психотерапии – международное брендовое объединение организаций (АОРС КИП) – в Ассоциацию входят как общественные, так и коммерческие организации, а также представительства в разных городах 9 стран (Украины, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Молдовы, Израиля, Испании, Германии, Сирии, Российской Федерации), объединенные общей идеей и целью развития символдрамы и подготовки специалистов, основанных на знаниях, полученных от создателя метода – профессора Ханскарла Лёйнера и передаваемых из первых рук через его прямого ученика — Якова Леонидовича Обухова Козаровицкого. АОРС КИП – это международное брендовое объединение организаций, действующее на основании договора о сотрудничестве между общественными организациями МОО СРС КИП, ОО ОСУ им. Ханскарла Лёйнера, коммерческой организацией МО СИУ и Интернациональным институтом символдрамы имени Ханскарла Лёйнера. Программа обучения защищена авторским правом и правом владения товарным знаком «Символдрама — Кататимно-имагинативная психотерапия» (в соответствии со свидетельством № 272927, зарегистрированным в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации), президент АОРС КИП – проф., к.психол.н. Яков Леонидович Обухов Козаровицкий, почетный руководитель АОРС КИП – профессор Альфред Притц, президент Всемирного Совета по психотерапии, доктор психопатологии и педагогики, один из создателей и ректор Университета им. Зигмунда Фрейда (Вена, Австрия).
- Межрегиональная общественная организация содействия развитию символдрамы – Кататимно-имагинативной психотерапии (МОО СРС КИП) — объединяет членов из РФ, республики Беларусь, Молдовы, Сирии, Израиля. Основано в 2000 году, прошла перерегистрацию в 2017 в соответствии с изменившимися требованиями российского законодательства, председатель правления Ольга Ивановна Шорохова, президент — Яков Леонидович Обухов Козаровицкий.
- Общественная организация «Общество символдрамы Украины им.Ханскарла Лёйнера» (ОСУ им. Ханскарла Лёйнера) – объединяет членов из Украины, Молдовы, Франции, Испании, Израиля. Основано в 2020 г., председатель правления — Татьяна Петровна Юрченко, руководитель — Ольга Григорьевна Демедчук.
- Международная организация «Символдрама в Израиле и Украине» (МО СИУ) — коммерческая организация, созданная в 2019 г. с целью проведения конференций, семинаров, мастер классов, обучающих программ, последипломная переквалификация, сотрудничает с ведущими вузами Украины в совместном проведении мероприятий, направленных на развитие символдрамы и проведение исследований, учредители: Яков Леонидович Обухов Козаровицкий (Израиль) и Ольга Григорьевна Демедчук (Украина).
- Казахстанское общество развития символдрамы – Кататимно-имагинативной психотерапии (КОРС КИП), президент — Виктория Викторовна Ван.
- Интернациональный институт консультирования и психотерапии им. Х. Лёйнера «Институт символдрамы» – обучение методу символдрамы, последипломная переквалификация, президент — Яков Леонидович Обухов Козаровицкий, директор — Ольга Ивановна Шорохова, зарегистрирован 11 марта 2021 г.